История школы

1-й уровень обучения – подготовительный - выявление художественно-одаренных детей, развитие у них начальных предпрофессиональных навыков, чувства гармонии, воспитание и разностороннее развитие личности, формирование общей культуры. Возраст учащихся – 8-9 лет. Срок обучения – 1- 2 года.

2-й уровень обучения - освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ, формирование творческой личности, подготовка одаренных детей в средние учреждения профессионального образования в области искусства и культуры, адаптация детей к жизни в обществе. Выпускники получают свидетельство об окончании школы государственного образца с оценками по освоенным предметам; после защиты итогового задания по одной из изучаемых дисциплин – вкладыш к свидетельству. Возраст учащихся – 10-16 лет. Срок обучения - 5 (6) лет.

3-й уровень обучения - развитие мотивации личности к профессиональному самоопределению, освоение программ конечной предпрофессиональной ориентации, подготовка одаренных детей в средние и высшие учреждения профессионального образования в области искусства и культуры. Возраст учащихся – 15-18 лет и старше. Срок обучения – 1-3 года.

Создана в 1978 году. Вначале насчитывала 35 учеников.

В настоящее время контингент учащихся составляет около 190 человек.

С 1978 года и по сегодняшний день более 150 учащихся были подготовлены для поступления в ССУЗы и ВУЗы страны, избрав своей профессией такие специальности как архитектор, художник-живописец, художник декоративно-прикладного искусства (художник по стеклу и керамике, ювелир, художник по обработке древесины, художник по ткани), художник по рекламе, модельер одежды и обуви, ландшафтный дизайнер, искусствовед, реставратор, преподаватель ИЗО, полиграфический дизайнер и другие творческие профессии, связанные с искусством.

ДДХШ осуществляет 3-х уровневое обучение изобразительному искусству детей и взрослых по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам.

Историческая справка

Дятьковская детская художественная школа открыта 15 августа 1978 года по инициативе Управления Культуры Брянской области, рекомендовавшего на должность директора Лукьянцева Юрия Павловича. На собеседовании у начальника отдела культуры И.Д.Егоричева Лукьянцев Ю.П. предложил кандидатуру Петеропша Альберта Васильевича. ДДХШ начала свою деятельность с нулевой материальной базой. В 1978-79 учебном году занятия велись в хозяйственной комнате общежития школы-интерната. Контингент учащихся – 30. Штат – 3 человека: директор, преподаватель, уборщица

В 1979-80 учебном году занятия проходили в двух комнатушках находившегося на капремонте общежития ДИТа по ул. Московской в антисанитарных условиях – отсутствовал даже туалет. Контингент – 60 учащихся. Штат – 4 человека.

На 1980-81 учебный год выделили в школе №3 (директор – Гирин Н.Ф.) три классных комнаты, свободных во вторую смену. Занятия велись во вторую и третью смену. Контингент – 90 учащихся. Штат – 5 человек.

К концу 1980 года встал вопрос о закрытии школы (к такому выводу пришла комиссия Управления культуры). Спасло школу только то, что к этому времени в Дятькове сменилась и партийная и исполнительная власти: партийную возглавил Марк Константинович Погодин, исполнительную – Геннадий Иванович Демичев. С 4 января 1981 года исполняющим обязанности директора был назначен Лукьянцев Ю.П.

Лукьянцев Ю.П.

1981-82 учебный год начался в прежних условиях школы №3. Контингент учащихся – 110. Штат – 6 человек: директор, 4 преподавателя, уборщица.

Весной 1982 года школа №3 отказала в помещениях, и ДДХШ нашла себе приют в полуразрушенном здании бывшей почты, подремонтировав и приспособив хозспособом три комнатушки на втором этаже, где находились документы, материальные ценности и ютились преподаватели. Занятия же проводились на улице. Там же состоялся и первый выпуск.

1982-83 учебный год начался на улице; но 24 августа 1982 года председателем исполкома Демичевым Г.И. было принято два решения.Одно - о передаче на баланс исполкома здания по улице Ленина 189-а с баланса ГК ДОСААФ (здание постройки конца 19 века - мальцовских времен, предназначенное под снос, но временно эксплуатируемое рядом служб). Износ здания составил 68%, остаточная стоимость составляла 12000 рублей восстановительная – 33 тысячи. Второе решение предписывало отделу культуры (Печенкова Т.А.) реконструкцию этого здания под художественную школу.

9 ноября 1982г. школа начала занятия в двух освободившихся помещениях на первом этаже.

В дальнейшем учебный процесс сочетался с капремонтом и реконструкцией хозспособом.

Одновременно с учебным процессом, содержащим шесть дисциплин (рисунок, живопись, композиция станковая, композиция д\п, скульптура, история искусств), выполнением ремонтных работ, школа, начиная с 1981 года, приступила к циклу экспериментальных работ по декоративно-прикладной композиции (художественная обработка дерева – преподаватели Дашунина Е.И., Лукьянцев Ю.П., Марачковская Л.Е., с 2001 года – Иванюшина И.А. ; обработка стекла, керамики, роспись, гравировка, – преподаватель Лукьянцев Ю.П. - в 1984 году в результате эксперимента совместно с Дятьковским хрустальным заводом часть разработок была внедрена в производство завода; с 1987 года – художественная обработка кожи – преподаватель Целуевская Е.В.). Дети учились создавать проекты и реализовывать их в материале. На протяжении нескольких лет эта работа строилась на энтузиазме школы.

Целью этого эксперимента было создание при школе художественных промыслов с организацией рабочих мест для выпускников школы, посильное наполнение рубля конкурентно-способной товарной массой, улучшение финансового положения школы.

Результаты этого эксперимента предъявлялись властям, в том числе на выставках, организованных школой: районных, областных; участие в республиканских выставках, где экспериментальная работа получила высокую оценку.

Было исследовано положение дел в этом направлении в РСФСР: ни одна из художественных школ включая все Московские художественные школы, и даже именуемая в каталогах прикладной – старейшая Краснопресненская школа не занимались в это время этим вопросом, хотя и были прекрасно обустроены и занимались только профессиональной деятельностью.

Дятьковский горком КПСС в лице Дёмичева Г.И., Крыловой и Арсёнова И.М. поддерживали инициативу ДДХШ, и в 1.09.1989 года зампред. Цветков Валерий Владимирович официально обращается к директору ДХЗ Торопину Г.П. о передаче школе в безвозмездное и бессрочное пользование помещения в д. № 10 по ул. Крупской общей площадью 154 кв. м.

Хозспособом школа отремонтировала, осветила, спецоборудовала полученное помещение и получила, наконец, возможность учебной мастерской по художественной обработке древесины.

15 августа 1993 года ДДХШ исполняется 15 лет, но юбилейную выставку школа смогла открыть только весной 1994 года. Был приглашён Карпов В.А. Посетил выставку с представителями обладминистрации Виктор Петрович Шильненков. Состоялась обстоятельная двухчасовая беседа на выставке в Музее хрусталя.

Администрация области сочла необходимым экспонировать выставку ДДХШ в Брянске.

В Брянске выставка имела огромный успех и инициировала власти провести ряд мероприятий.

20 июня 1994 года состоялась специальная Коллегия Управления культуры администрации Брянской области. Коллегия признала, что одной из первых художественных школ России, Дятьковская художественная (директор Лукьянцев Ю. П.) с 1981 года начала работу по возрождению декоративно-прикладных видов искусств… Специалисты, общественность дали высокую оценку отчётной выставке работ учащихся ДДХШ в городе Брянске в связи с «15-летием школы».

05.12.1994г. Коллегия приняла грандиозное Постановление № 597 «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел» по развитию ДПИ в школах искусств: «Создать на базе Дятьковской детской художественной школы промыслы по художественной обработке древесины, кожи, керамики и стекла; музей детского и промыслового творчества».

ДДХШ провела областной семинар для педагогов и учащихся художественных школ. Однако вопрос о создании промыслов на базе ДДХШ затормозился в силу независящих от школы обстоятельств.

В 2002 году директором ДДХШ назначена Целуевская Е.В. Традиции школы по развитию декоративно-прикладного направления продолжают развиваться.

Свое 30-летие ДДХШ встретила на новом этапе. Контингент учащихся увеличен до 150 человек, штат – 20 человек. Занятия начались и во вновь отремонтированном помещении учебных мастерских и учебных классов по ул. Крупской д.10 (помогли градообразующие предприятия – президент МК ДОЗ Авдеев С.А. и бывший директор ДХЗ Городничий Ю.С.).

В 2006 году в ДДХШ влились в педагогический коллектив художники по стеклу Кизловы М.М.и И.М., что позволило к прежнему плану школы по развитию декоративно-прикладной композиции добавить «художественное стекло» с работой в материале.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного (художественного) образования детей – Дятьковская детская художественная школа является юридическим лицом.

В наличии имеется полный пакет документов, регламентирующих её деятельность. Основной задачей ДДХШ является обеспечение условий для развития природных способностей детей к изобразительному искусству на этапе начального профессионального обучения изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.

К сопутствующим задачам относятся выставочная и профессионально-ориентационная деятельность по подготовке наиболее одаренных детей к продолжению профессионального обучения в средних и высших учебных заведениях изобразительного искусства, а также при необходимости подготовки кадров для производства.

 

Реконструкция здания ДДХШ, 2015 год

• 1)ДДХШ является культурным и образовательным центром городского и районного уровня;

• 2)контингент учащихся вырос до 196 человек, в школе обучаются дети из ближайших поселков (Любохна, Бытошь, Слободище, Дружба, Будочка); до открытия в районных школах искусств отделений ИЗО, обучались дети из п. Ивот и п. Старь;

• 3)в 2015 году 40 % выпускников показали повышенный уровень знаний, 87% - выпускников показали повышенный уровень знаний на защите итоговой работы;

• 4)каждый четвертый выпускник профориентирован и поступил в средние и высшие учебные заведения;

• 5)из 11 преподавателей, занятых в школе, 10 – бывшие учащиеся школы, т.е. школа, обеспечивает себя преподавательскими кадрами; двое – стояли у истоков создания школы;

• 6)10 преподаватели имеют высшее профессиональное образование;

• 7)учащиеся и преподаватели школы ведут активную выставочную деятельность на местном, зональном, областном, всероссийском и зарубежном уровнях;

• 8)школа сотрудничает с детскими дошкольными, средними образовательными учреждениями. Совместно решаются учебно-методические вопросы обучения и воспитания детей;

• 9)поддерживает творческие отношения с государственными и общественными организациями – центром социального обслуживания населения (выставочная работа), редакциями газет «Пламя труда» и «Дятьковский вестник» (выставочная, публицистическая работа);

• 10)ведется работа по созданию в г. Дятьково Музея детского творчества при ДДХШ.